Дискриминирующая монополия

156

Дискриминирующая монополия (discriminating monopoly) — это ситуация на монополизированном рынке, при которой производитель разделяет потребителей на группы по ряду признаков и предлагает каждой из них товары по индивидуальной цене. Цель дискриминации — увеличение объёма прибыли, получение дополнительных привилегий от государства.

Условия функционирования дискриминирующей монополии

• Обладание полной информацией об уровне дохода потребителей во всех сегментах рынка.
• Минимальные экономические и социальные издержки процесса дискриминации.
• Независимый спрос в различных группах потребителя.
• Установление наибольшей цены, за которую потребители согласны приобрести товар.

На практике полная информация о рынке недоступна монополисту, поэтому издержки на дискриминацию могут быть существенными.

Способы дискриминации

• По принадлежности покупателей к определённым возрастным или социальным группам. Например, специальные цены для пенсионеров на входные билеты в музей.
• По объёму совершаемой покупки. Например, при покупке десяти упаковок мыла цена на каждый кусок снижается на 20%.
• По выбранным характеристикам товара. Например, творожные сырки с шоколадом стоят на 25% дешевле, чем аналогичные с клубникой.

Степени дискриминирующей монополии

1. Совершенная дискриминация предполагает установление цены на уровне спроса по рынку. Нераспроданный излишек товаров остаётся в собственности монополиста.
2. Дискриминация второй степени наступает, когда цены равны для всех покупателей, но отличаются в зависимости от объёма покупки.
3. Третья степень дискриминации предполагает создание групп покупателей и формирование уникального уровня цен для каждой из них.

Независимо от степени и специфики рынка, дискриминирующая монополия исключает необходимость в снижении издержек производства, препятствует развитию бизнеса.

Синонимы:
discriminating monopoly

Комментарии закрыты.