Открытый вопрос

321

Вопрос открытый (Open question) — это разновидность формулировки, которая включает побудительную часть и предмет вопроса, при этом респондент свободен в своих ответах. Участник может ввести как числовую, так и текстовую информацию, в зависимости от сути поставленного вопроса.

Достоинства открытых вопросов

• Поддержание заинтересованности респондента в прохождении опроса, предоставление возможности высказать личное мнение или суждение.
• Отсутствие предвзятости и эффекта «склонения» респондента к определённому мнению с помощью вариантов ответа.
• Возможность узнать личное мнение, суждение, отношение, впечатление респондента касательно поставленной проблемы.

Недостатки открытых вопросов

• Возможность недостоверного трактования сути вопроса ввиду нечёткой формулировки.
• Вероятность ухода от темы опроса, получение общих рассуждений участника
• Длительное время, необходимое для ответа на открытый вопрос.
• Низкая вероятность получения полного, развёрнутого ответа.
• Необходимость ручной обработки полученных ответов, при этом немалая доля материала отбраковывается.

Качество ответов на открытые вопросы зависит от точности и полноты формулировки самого вопроса. Для ответа респондент должен вникнуть в суть вопроса, однозначно интерпретировать его, а также иметь сформированное мнение на этот счёт. Влияние составителя опросника значительно меньше, чем при использовании закрытых вопросов, однако возрастает вероятность получения неполных сведений.

Маркетинговые исследования применяют открытые вопросы либо для установления контакта, либо на этапе составления закрытых формулировок. В готовых анкетах около 90% материала занимают закрытые и полузакрытые вопросы, что снижает неопределённость проводимых исследований, увеличивает стандартизацию материала.

Комментарии закрыты.