Сейчас есть много определений и переводов для слова «маркетинг». И многие страны ведут споры о первенстве в его изучении. Но все же многие склоняются, что впервые на практике он появился в Японии, в далеком 17 веке. Как раз в это время был открыт самый первый универмаг в Токио. Но говорить о том, что это стопроцентная уверенность, нельзя, ведь в прошлые времена многие купцы и торговцы знали много приемов по сбыту и рекламированию продукции.
Сейчас, когда мировая экономика вышла совершенно на другой уровень, поменялись методы сбыта и общение с клиентами, соответственно. Современная динамичная жизнь требует отличной теории управления рынком. Поэтому теория развития маркетинга рассматривается вместе со всеми изменениями рыночных отношений. То современное значение, которое этот термин приобрел, появилось примерно на рубеже 20 и 21 века. Маркетинг – это одна из основ экономики, наука и практика, которые ни в коем случае не возможно разделить.
Еще в 19 веке главным субъектом рынка являлся производитель. Тогда производство было массовым, так как нацелено на большие рынки, и производились изделия, которые требовались большой части населения. На этом этапе был ограниченный запрос клиентов, и к тому же, они не были требовательны к соблюдению высокого качества. В это время производитель увеличивал свою прибыль за счет производства, которое было массовым, ему не нужно было постоянно заниматься рекламой, думать, где продавать товар, или задумываться о повышении качества продукции.
На рынке работало правило снижения издержек производства. А для производителя основным устремлением было – как можно больше произвести товара. Также был вариант привлечения клиентов ценой, но при этом совсем не нужно было думать о качестве продукции.
Это все кратко о маркетинге, но как любая наука развивается с помощью человека, так и маркетинг получил свое развитие и современную трактовку благодаря следующим людям.
Основателем маркетинга в том понимании, в котором он сейчас существует, является С. Маккормик. Он самым первым сказал, что маркетинг должен иметь главную функцию на предприятии, а создание базы потребителей – главная работа менеджера. Он же является основоположником маркетинговых исследований и анализа. Уже в 1902 году начали читать лекции в вузах Соединенных Штатов по теории маркетинга.
А вот уже с 1910–1925 года его активно внедряют в бизнес, и на предприятиях начинают появляться целые отделы, которые отвечают за исследование рынка. В той же Америке в 1926 году была основана первая в мире организация, которая занималась маркетингом и рекламой.
И все бы ничего, но тут вмешалась Вторая мировая война, которая послужила развитию тяжелой промышленности. Стали использоваться другие принципы в управлении. Также это производство имело массовый характер и пользовалось очень хорошим спросом. После войны, а именно в 1948 году, маркетинг стали рассматривать и в других видах деятельности.
Следующим человеком, который внес немалый вклад в развитие маркетинга, стал Джером Маккорти. Именно он придумал и внедрил модель, которая включает в себя четыре главных звена маркетинга:
— товар;
— цена;
— место;
— реклама.
Модель поспособствовала разработке и развитию многих инструментов маркетинга, а также стала точкой отправления в исследованиях. В середине 20 столетия маркетинг развивается под процессом монополизации. Владельцев больших фабрик и заводов заставляют проводить полное исследование рынка и всей экономики.
В 1960 году ассоциация маркетинга утвердила, что маркетинг – это деятельность предпринимателей, которая связана с управлением потока товаров и услуг.
Немаленький вклад внес Котлер: он ввел и обосновал такие понятия как микро- и макромаркетинг. Шелби Хант представил неопровержимые доказательства того, что маркетинг – это целая наука процессов обмена.
Джек Траут является также основоположником этой науки. Его книги расходились и расходятся большими тиражами. В них описаны некоторые основы, которые используются и по сей день.
Майкл Портер известен широкому кругу люди благодаря своей теории конкурентных стран. Она пользуется большим интересом у многих представителей власти. Его часто приглашали в разные страны, чтобы он провел исследование по маркетинговой деятельности. Россия в этом вопросе не стала исключением. В 2006 годы правительством было заказано у него подобное исследование. Один из выводов, который был сделан им: «Сердце экономики – это мобильные компании, некрупные». Возможно, это связано с тем, что малый и средний бизнес теперь растут.
Хотя все эти люди жили в разное время, но каждый из них внес свой вклад в развитие и становление маркетинга. Многие основы, которые изучаются и применяются сейчас, были разработаны ими и постоянно совершенствовались.