Что такое партизанский маркетинг?
К термину «партизанский маркетинг» относят способы рекламы и продвижения товаров и услуг при минимальном или нулевом бюджете. Такие малобюджетные формы рекламы позволяют эффективно продвигать товар или услугу на рынке.
Достаточно часто применительно к «партизанскому маркетингу» применяются определения «малозатратный маркетинг» или малобюджетный маркетинг».
Откуда появился партизанский маркетинг?
Примеры нестандартной и малобюджетной рекламы можно обнаружить даже в книгах древних греков и римлян.
Само определение «партизанский маркетинг» ввел в обиход и подвел его под базис основного классического маркетинга Jay Conrad Levinson (Джей Конрад Левинсон), американский рекламист, долгое время занимавший пост креативного директора известного РА «Лео Барнетт».
В 1984 году Левинсон издает книгу под аналогичным названием, и навсегда остается в истории, как основоположник данного направления. Свою монографию автор адресовал владельцам малого и среднего бизнеса, подробно изложив незамысловатые и, в то же время, оригинальные рекламные ходы для привлечения внимания потребителя.
Само определение «партизанский» напрямую связано с военным делом. Когда небольшие военные подразделения малыми силами, без привлечения тяжелого (в маркетинге «дорогого») вооружения, нанося значительный урон в стане врага. Такие вылазки не могут оставаться незамеченными. Особенно, если они повторяются с завидной периодичностью и фантазией.
Естественно, если провести параллель с малым и средним бизнесом, то она очевидна. Небольшие фирмы не могут позволить себе всеобъемлющую рекламную кампанию, они выбирают небольшие, но эффективные инструменты, которые срабатывают в неожиданных местах.
Левинсон предлагает использовать визитки, буклеты, листовки и другие рекламные носители, но в недорогом исполнении (бумага, печать и пр.). Но при оригинальном оформлении и правильно расставленных акцентах они могут сыграть важную роль для заявления о себе. Автор приводит множество нюансов, приемов и вариантов использования именно такого варианта рекламы.
Позднее Левинсон углубился в тему партизанского маркетинга, и в других своих книгах уже приводит примеры бесплатных вариантов продвижения. К таким способам он относит:
- Публикации в тематических изданиях.
- Выступления перед определенной аудиторией на различных мероприятиях.
- Последовательная и терпеливая работа по выстраиванию отношений с клиентами.
- Элементы партнерства с другими компаниями на различных этапах.
Но времена стремительно меняются. Приходят новые технологии, которые позволяют возникать новым течениям и направлениям «партизанского маркетинга».
В настоящий момент наиболее эффективными низкобюджетными маркетинговыми инструментами считаются:
- Вирусный маркетинг
- Эпатажный маркетинг.
- Ambient media.
И др.
Малый бизнес постоянно находит новые нестандартные воплощения рекламных идей. Интернет – среда снимает многие границы и условности.