Эффект Гиффена

344

Эффект (парадокс) Гиффена (Giffen effect) — это процесс падения спроса на товары первой необходимости при снижении цены на них. Парадокс справедлив для предметов роскоши: повышение цены на них провоцирует рост спроса. Такой эффект обусловлен психологическим восприятием динамики цен.

Удешевление товаров повседневного спроса и удорожание атрибутов роскоши сигнализирует о стабилизации экономической ситуации, высвобождении свободных средств у населения.

Парадокс наступает при экономической и политической нестабильности, его провоцирует война, голод, эпидемия, когда население впадает в панику от нехватки продовольствия. Повышается спрос на «товары Гиффена» в потребительской корзине — продовольствие и предметы обихода, необходимые для выживания.

Характеристики товара Гиффена

• Невысокая цена, наличие в ассортименте большинства торговых точек.
• Стабильный ежедневный спрос со стороны всех слоёв населения.
• Отсутствие товара-заменителя на рынке.
• Основные потребители товара — люди с низким и средним уровнем дохода.

Примеры товаров Гиффена — картофель, макароны, обезболивающие препараты. Увеличение доли таких покупок говорит об обнищании населения, наступлении кризиса. Обычно товарами Гиффена заменяют более дорогие и качественные аналоги. Например, макароны, фруктовая и мясная консервация замещает свежее мясо и фрукты в повседневном рационе потребителей со средним и низким достатком.

Стабильный экономический рост, увеличение благосостояния населения приводит к снижению потребления товаров Гиффена, их место занимают аналоги более высокого качества, возрастает вкусовое разнообразие.

Парадокс Гиффена на стабильном рынке можно наблюдать в отношении товаров сегмента люкс, предметов роскоши. Цена в таком случае воспринимается как признак качества и престижности товара.

Синонимы:
Giffen effect

Комментарии закрыты.