Философия маркетинга за последние 50 лет

0 111

Новый отечественный «НЭП» в нашей стране тяжело работает уже не один год. Главная причина – всеобщая невысокая культура маркетинга и навыки. И ничто не поменяется, пока это не усвоят отечественные «генералы», потому что реальный маркетинг в любой организации начинается с них.

С течением времени, в результате ужесточения соперничества в мире все отчетливее начинают понимать, что оказать поддержку для того, чтобы удержаться на рынке может только постоянный и всеобъемлющий маркетинг. В западных странах известно выражение основоположника империи Hewlett Packard: «Маркетинг чрезмерно важен, чтобы передавать его на откуп лишь одному отделу маркетинга». Это говорит о том, что почти все сотрудники предприятия должны понимать основы маркетинга, и все постановления на предприятии должны начинаться с расчета их потенциального влияния на рынок, другими словами, на конечного потребителя. Когда это превратится в норму, в том числе и для отечественных компаний, можно с уверенностью полагаться на взлет российского бизнеса.

А до тех пор за свои неудачи в бизнесе мы обвиняем обязательно значительные налоги, коррупцию, бюрократию и другие факторы. И время от времени кто-то обозначает главное основание – отсутствие у нашего отечественного бизнеса умения действовать в рамках реального рынка, рынка насыщенности и очень жесткого соперничества.

Но до прихода к власти большевиков в 1917 году рыночный опыт у нашей страны был большой! Славу Российской Империи заложили ее промышленники и фабриканты, совместившие в себе русскую сметливость и европейский уровень образованности. Непосредственно они в 1913 г. сделали нашу страну на одно из передовых мест в мире по уровню промышленного и экономического развития. Те немногочисленные из них, кто выжил после Первой мировой войны и революции, стояли за скорыми фурорами НЭПа. Вследствие чего же современный «НЭП» вот уже который год стоит на одном и том же самом месте?

Решение кажется, очевидным: этот обновленный отечественный «НЭП» некому заново организовывать. А что бы вы хотели?! Ряд поколений наших граждан жили в условиях распределительной, плановой экономики, где любому в соответствии с планом полагалось «хлеба, перловки и кирзовые сапог строго по разнарядке». И где предпринимательство значилось серьезным и ужасным злодеянием. И в этом месте, в одно чудесное утро мы пробудились в аспектах этого предпринимательства! Что же нам предпринять?

Но поначалу все шло будто бы отлично. Россия с жадностью и быстротой заполняла собственные пустевшие долгое время полки. Изрядно изголодавшийся по иноземным товарам российский покупатель сметал все, словно пылесос. Наши, появившиеся из ниоткуда бизнесмены быстро «крутили» денежные средства, состязаясь в скорости и находчивости передвижения через границу ярчайших ящиков, отдавали в аренду городские помещения и растрачивали российские богатства. Кто скорее и удачнее «крутил» и шустрее передвигал, тот скорее сколачивал состояние. Размышлять о законах рынка и о грамотном маркетинге было не впору, да и времени не было, ибо начальное время перестроечного преждевременного предпринимательства называть рынком можно было лишь с огромной и сильной натяжкой.

Но ящики умеренно наводняли полки магазинов, а прибыль в 400% и словосочетание «крутить деньги» оставались в истории. Сквозь «ящичную» суматоху стали появляться очертания нового реального рынка с его разбалованным и думающим потребителем и с сильнейшей конкуренцией. Отдельные «ящичники» это не узрели и очутились не к месту. Выжили лишь те, кто хотя бы подсознательно понял, что подлинному рынку потребуются грамотные рыночные технологии, завязанные на маркетинге.
Душа бизнес

Бизнес содержит в себедве составляющие – операции и маркетинг. Иногда считают, что операции – это туловище организации, а маркетинг является ее душой. В сегодняшней рыночной фирме все операции, в том числе создание, также обдумываются при содействии маркетологов. Маркетинговый профессионал Питер Друкер в целом полагает, что «все, что бы ни происходило в сфере бизнеса, является частью определения «маркетинг». Одним словом, термины «маркетинг» и «бизнес» – это фактически синонимичные слова.

Разумно, что маркетолог в западных странах – это одна из самых многочисленных специальностей. В середине 1970-х годов автор трудился в представительстве корпорации General Electric. В тот самый момент у нас все обсуждали создание вещественных благ. Я был очень потрясен тем фактом, что на данной успешной фирме над созданием трудятся лишь 7% персонала. А что, как вы думаете, делают другие? Ответ прост – рынком. В то время в западных странах была повседневна фраза – изготовить может каждый, а вот реализовать! (Кстати, похожая присказка была некогда популярна и среди русских купцов.)

Но создание, средства, логистика и другие операции – это очевидно и бесспорно; они у нас однозначно были и при социализме. Разумно и логично, что, переходя к новой рыночной экономике, мы пока чего-то достигли только в базовых операциях, при всем этом отечественные методы ведения бизнеса не всегда легальны. Нам еще следует научиться, что на неизменно грубом и конкурентно свободном рынке, в какой не так давно вступила наша страна, судьбу продаж и компаний обусловливает непосредственно маркетинг. При не плохих базовых операциях, конечно.

А что означает, по сути, маркетинг? Коротко говоря, это удовлетворение нужд покупателя с выгодой для продавца. Героем жестокого свободного рынка и центром истинного маркетинга считается конечный потребитель. И при этом важным качеством любого маркетолога считается не его уровень образования, а его умение думать, ощущать и предсказывать желания клиента, то есть его уникальное маркетинговое мышление.

Лучшие мировые организации давно опираются на философию тотальной клиент — ориентированности и т.н. «железное правило» – поступай с покупателем таким образом, как бы он желал, чтобы поступали с ним. Постигнуть эти иногда не логичные тезисы может только необычный человек – человек с маркетинговым мышлением.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.