Комплекс маркетинга «4Р» (Marketing–mix) — это совокупность факторов, которые компания использует для продвижения товара или услуги на выбранном сегменте рынка. Системный подход предполагает одновременные слаженные действия в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной стратегий компании. Аббревиатура 4P обозначает product, price, place, promotion — продукт, цена, способы распределения и продвижения товаров. Каждая переменная имеет свои особенности использования.
Product (товарная политика компании)
Комплекс мероприятий по выработке технологий производства, упаковки и размещения, обеспечению высокого качества выпускаемой продукции. Товарная политика включает дизайн упаковки, постпродажное обслуживание, оформление бреда (логотип, фирменный стиль).
Выработка товарной политики компании начинается с понимания особенностей целевой аудитории, адаптации ассортимента под её нужды.
Price (ценовая политика компании)
Выбор приемлемого уровня цен основывается на средних доходах целевой аудитории, применяемой стратегии выхода на рынок. Например, широкий охват покупателей с низким уровнем дохода или работа с платёжеспособными клиентами. Уровень цены должен соответствовать воспринимаемой покупателями ценности товара (качество исполнения, уникальность свойств).
Ценовая политика включает выбор различных уровней цен для каналов продаж, сезонные скидки, создание программ лояльности для постоянных клиентов.
Place (сбытовая политика компании)
Формирование способа распространения товара на рынке: эксклюзивные продажи узкому кругу лиц, массовое наполнение торговых точек, работа с установленным списком дилеров. Сбытовая политика включает условия дистрибуции — особенности выкладки ассортимента в торговых точках, дополнительные бонусы дилерским сетям, стратегия формирования ассортимента.
Политика в области сбыта включает выбор способа реализации товаров: розничные сети, сетевой маркетинг, торговля онлайн, прямые продажи или работа через каталоги.
Promotion (способы продвижения товаров на рынке)
Совокупность маркетинговых коммуникаций, выбор целевой аудитории, согласование бюджета, стратегии формирования образа бренда и его позиционирования на рынке. Способ продвижения товара определяет ценовую и сбытовую политику, зависит от выбранной целевой аудитории, специфики рыночного сегмента.
В зависимости от специфики отрасли, маркетинг-микс может включать дополнительные переменные. Например, people (человеческий фактор), process (особенности взаимодействия потребителя и компании).
Комментарии закрыты.