Функции менеджмента
Ни одна фирма, ни одно предприятие не может обойтись без ежедневного контроля за ходором выполнения поставленных задач. Функции контроля в менеджменте – это одна из самых главных и самых трудных его задач. К сожалению, многие руководители до сих пор считают, что главное «дать умные руководящие указания», а дальше можно уже заниматься чем угодно, только не контролировать их выполнение. Такая политика руководства неизбежно кончается полным крахом предприятия. Так уж устроена человеческая психология, что он ищет только легкие пути и не собирается длительный период работать без «кнута и пряника». Постоянный контроль за ходом выполнения всех запланированных показателей позволяет своевременно исправлять все негативные тенденции в работе предприятия и не допускать их крайних проявлений.
Но тут может всплыть еще одна проблема. Для того, чтобы успешно контролировать работу, каждый менеджер должен обладать намного большими знаниями, чем его подчиненный, иначе ни о каком контроле не может быть и речи. Многие менеджеры, получившие возможность занять руководящие посты не за счет собственного ума, а занимающие эти должности «по блату» или же купившие их, не обладают такими знаниями и не могут выполнять свои прямые обязанности. Но, это уже проблемы кадровой политики предприятия.
Существуют два основных типа контроля: тактический и стратегический, которые отличаются между собой масштабностью поставленных задач. Если тактический контроль включает в себя ежедневное наблюдение за работой всех отделов предприятия, то тактический контроль должен рассматривать эти показатели в разрезе выполнения долговременных стратегических планов работы и развития фирмы. Соответственно, тактический контроль бывает предварительным, текущим и заключительным. Предварительный контроль предполагает предварительный анализ квалификации каждого сотрудника, уровень его знаний и соответствия им занимаемой должности. Текущий контроль дает возможность проследить, как сотрудник использует свои знания для выполнения поставленных задач. И заключительный контроль позволяет менеджеру сделать окончательные заключения об уровне работы не только каждого работника, но и каждого подразделения в целом.
Таким образом, постоянный контроль – это единственный способ следить за выполнением своих функций каждым отдельным сотрудником и за жизнедеятельностью предприятия в целом.